Цель статьи: научиться интересно и кратко презентовать себя или свой проект перед любой аудиторией (покупатель, работодатель, перед коллегами, перед живой аудиторией со сцены или в онлайн трансляции).
Для кого: специалисты любого профиля
Автор: Потапов Александр
В ситуации когда вам необходимо быстро произвести самопрезентацию, презентацию проекта, продукта или бизнеса, когда у вас есть лишь 30-40 секунд, и ни каких слайдов и экранов с графиками под рукой — важно не растеряться и не начать мямлить что-то несвязное, а быстро и эффектно проговорить свой питч.
При этом вы должны:
- Дать краткую и исчерпывающую информацию о вас или о вашем проекте
- Заинтриговать или заинтересовать собеседника
- Закрепиться в его памяти, а лучше заставить его размышлять о вас какое-то время
Для каких ситуаций подходит данный способ?
Для таких кратких презентаций существует множество ситуаций, в которые попадал каждый из вас. Помните свое первое собеседование на хорошую должность в крутой компании? А может это случайная встреча с инвестором? Или вам выпала редкая возможность рассказать о себе перед несколькими десятками потенциальных клиентов?
Итак, вот эти самые ситуации:
- Собеседование на значимую должность
- Разговор с потенциальным инвестором или партнером
- Общение с клиентом в живую, по телефону или онлайн
- Обращение к аудитории в разном контексте
- При знакомстве с новыми людьми
- Интервью на радио и телевиденье
Данный способ был опробован мной много раз и всегда давал нужный результат. Запомните или сохраните эту структуру и создайте свой питч.
Структура презентации (с примерами)
Перед вами шесть групп вопросов на которые вам необходимо ответить. В ответах на эти вопросы можно зашифровать гораздо более глубокие смыслы, чем кажется с первого взгляда. Я приведу два примера. Один из них мой реальный пример, а второй ситуация в магазине бытовой техники. Давайте попробуем…
Кто? Где? Когда?
Ответы на эти вопросы представляют из себя что-то типа исходных координат. В зависимости от ситуации вы должны коротко и четко описать объект вашей презентации. Так как время у нас сильно ограничено оставляем только самое важное.
Примеры:
— Меня зовут Александр и я видеомаркетолог.
— Это одна из самых универсальных и функциональных мультиварок в линейке производителя.
Что делаю? Что сделал или сделаю?
Здесь мы говорим о действиях, функциях, о том, что можно представить и описать как процесс.
Примеры:
— Я помогаю компаниям привлекать покупателей через интернет за счет живых видеороликов, размещаемых на сайтах в соц. сетях и других интернет ресурсах.
— Она способна приготовить для вас более 60 разных блюд часть из которых взяты из Азиатской, Итальянской, Французской и Индийской кухни.
Как? За счет чего?
Если это самопрезентация, мы говорим о наших навыках, способностях, особенностях и преимуществах, которые помогают нам действовать. Если это проект, продукт или бизнес вы говорите о его преимуществах. Но помните, что преимуществ не может быть много 1-2 максимум. Не нужно перечислять всё лишь бы что-то попало в цель. При должной тренировке вы даже у обычных спичек сможете найти преимущества, а они там есть, поверьте.
Примеры:
— Видеоролики создаются по уникальной технологии VISION, которая объединила в себе знания из области психологии и продаж.
— В проектировании этой мультиварки принимали участие ведущие технологи и шеф-повара, поэтому блюда приготовленные в ней обладают отменным вкусом, а самое главное с её помощью готовить их одно удовольствие.
Почему? Что важно?
Эти вопросы затрагивают убеждения и ценности вашей аудитории или лично вас как презентующего. Именно на этом этапе начинается настоящая магия. Что происходит с вашим умом, когда вы слышите как человек рассказывает вам о своих убеждениях, ценностях, о своих оценках и позиции относительно чего либо? Остается ли ваш ум равнодушным или он моментально активирует ваше внимание?
Чаще всего происходит второе. Невозможно просто так взять и проигнорировать услышанное, особенно если чьё-то убеждение попадает в сферу вашего интереса. Например, вы любите и часто едите мясо, но слышите от кого-то, что мясо крайне вредно и по мнению диетологов это приводит к проблемам в здоровье. Гарантирую вам, вы не сможете не обдумать это в своем уме. Он автоматом запустит процесс без вашего разрешения. Если это произошло и информация вас задела — то презентация оказывает на вас влияние, а это и есть наша цель.
Примеры:
— Я убежден в том, что видео должно быть больше, видео должно быть доступным и эффективным ведь это наилучшим способом влияет на продвижение компании и росте продаж.
— Все больше людей стараются выбирать здоровое питание для себя и своих детей, и мультиварка это первый шаг на этом нелегком пути.
В обоих примерах есть и убеждения и ценности, и если они пересекаются с вашими текущими интересами это останется в вашей памяти надолго.
Маленькая деталь. Попробуйте подбирать такие ценности, которые реже всего реализуются, но имеют огромное значение для клиента. В примере с мультиваркой, налаживание отношений в семье это важная ценность, которую сложно достичь, но мы говорим, что с мультиваркой приготовление еды больше не отягощает быт, а значит способствует созданию комфортных условий для жизни.
Посмотрите это короткое видео. Когда продавец начинает выяснять, что ценно в использовании ручки, покупатель отвечает «- Ручка это лишь ручка» и в этой фразе он закладывает такие ценности как : дизайн, цвет корпуса, толщина пера, стоимость, то есть все те ценности, которые реализуются постоянно, с любой другой ручкой.
Но когда речь заходит о чернилах, которые кончаются в самый неподходящий момент (у меня 100 раз так было) то это уже цепляет его, а возможность писать в горизонтальном положении добивает. Поэтому продажа становится реальной. Вот почему важно правильно подбирать ценности, а не сыпать все в одну кучу.
Какова роль?
Так уж сложилось, что люди постоянно играют разные роли, как и некоторые вещи в их жизни. Дайте описание роли, раскройте ее смысл. В случае с самопрезентацией расскажите о своей роли, в случае презентации проекта или продукта опишите то какую роль он играет в жизни человека, на что влияет, какова сила этого влияния.
Примеры:
— В своей работе я исследую и отбираю только эффективные технологии создания видео и адаптирую их под задачи заказчика.
— Большинство людей отмечают, что с появлением мультиварки в их доме, улучшается не только качество питания, но и качество взаимоотношений. Приготовление еды перестает быть обременением. Теперь это просто, вкусно и даже весело!
Зачем? Ради чего? Какова цель?
Самый сложный и в тоже время самый простой вопрос. Этот тот самый случай когда речь идет о миссии и целях вас лично или вашей компании, вашего проекта. Задайтесь главным вопросом — ради чего все это нужно? Для тренировки можете послушать различные агитационные предвыборные речи, особенно зарубежные. Это настоящее искусство!
Один из таких кратких и емких лозунгов звучал в предвыборной компании Дональда Трампа 2016 года — Make America Great Again. В коротком варианте у вас должно получиться что-то подобное.
Примеры:
— Рано или поздно, все компании, большие маленькие сойдутся в контентном противостоянии. Победит тот, кто будет быстрее и интереснее.
Признаюсь, это формулировка была заимствована из одной книги, но черт побери, как классно звучит в моем контексте. В случае с мультиваркой я выкручусь так, слова продавца в конце презентации:
— Я здесь не для того чтобы вам что-то продать, я здесь чтобы помочь вам определиться с выбором и уберечь от ошибки.
Последний важный шаг при подготовке питча для презентации
Когда вы ответили на все вопросы наступает еще один важный момент. Необходимо все написанное связать по смыслу, сократить лишнее или наоборот расписать подробнее. Делается это в обратном порядке, пункт за пунктом от последнего вопроса к первому.
Пройдите сверху вниз и обратно, обдумывая каждое слово, пока все написанное не станет логичным и гармоничным. Теперь самое время добавить невербальных сигналов: расставьте акценты и паузы, добавьте жесты, подчеркните самое важное с помощью интонации.
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось…
Пример самопрезентации о себе (образец текста)
— Меня зовут Александр и я видеомаркетолог.
Я помогаю компаниям привлекать покупателей через интернет за счет живых видеороликов, размещаемых на сайтах в соц. сетях и других интернет ресурсах. Видеоролики создаются по уникальной технологии VISION, которая объединила в себе знания из области психологии и продаж.
Я убежден в том, что видео должно быть больше, видео должно быть доступным и эффективным ведь это наилучшим способом влияет на продвижении компании и росте продаж. В своей работе я исследую и отбираю только эффективные технологии создания видео и адаптирую их под задачи заказчика.
Рано или поздно, все компании, большие маленькие сойдутся в контентном противостоянии. Победит тот, кто будет быстрее и интереснее.
Если прогнать данный текст через специальный сервис — хронометр, то он покажет, что на озвучку этого текста уйдет примерно 45 секунд. Вуаля! Вот так красиво, быстро и просто мы рассказали о себе!
Как работает
технология самопрезентации
Занимаюсь интернет маркетингом с 2009 года. Снимаю видео для бизнеса с 2014 года. Помогаю малому и среднему бизнесу продвигать свои товары, услуги и бренды в интернете с помощью видеоконтента. Являюсь автором обучающего курса по видеомаркетингу для маркетологов, SMM специалистов, контент менеджеров и владельцев малого и среднего бизнеса. В 2022 году начал записывать серию аудио-подкастов на тему использования видео в продвижении бизнеса.